Жанры игрового кино Киножанр. История разделения фильмов на жанры имеет свои предпосылки как и любой другой вид искусства. Жанр является особой единицей внутреннего подразделения во всех видах искусства и складывался исторически. В каждом из видов искусства деление на жанры имеет свои особенности и не совпадает с другими видами. При этом для каждого из видов искусства характерно изменение набора жанров в соответствии с эпохой. И надо сказать, что киноиндустрия в этом широко процветает. Возникновение и становление жанров Понятие киножанра начало формироваться с становлением студийной системы киноиндустрии Голливуда. Оно помогло систематизировать производство фильмов и облегчило их продвижение на рынке. Также, на протяжении «золотого века» Голливуда, когда студии выпускали кинофильмы сотнями, классификация предлагала сценаристам некие шаблоны для работы. В свое время каждая киностудия специализировалась на производстве фильмов определённого жанра:Paramount Pictures: — на комедиях, Universal Studios — на фильмах ужасов. Так же как и кинокампании разделение на жанры стало ассоциироваться у зрителей с конкретными типами кинофильмов: Альфред Хичкок - с триллерами, Джон Форд — с вестернами, Дуглас Сирк — с мелодрамами и конечно в первую очередь всего зрители связывали определённые жанры с актёрами: Джона Уэйна с вестернами, Джеймса Кэгни с гангстерскими фильмами, Барбару Стенвик с мелодрамами, Белу Лугоши с ужасами. Позднее жанры и актёрские амплуа стали куда более гибкими, хотя в сознании зрителей, например такие актёры как Брюс Уиллис ассоциируются с боевиками, Джим Керри и Лесли Нильсон — с комедиями. За годы существования популярные мотивы стали клише, и традиционные киножанры стали приобретать новое, иное толкование, расхожие клише стали оспариваться, высмеиваться и пародироваться. Система жанров Говоря о системе жанров в кино исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. То есть, в кино нет общепринятого набора жанров (как, например, в живописи), которые можно было бы точно классифицировать как все кинофильмы. Кроме того, большинство художественных фильмов можно смело отнести к более чем одному жанру. Таким образом, говорить о следующей системе жанров художественного кино можно лишь при высокой степени обусловленности. Эта система, скорее образовалась в результате мнения самой аудитории на основе личного опыта, чем в киноведами в их исследованиях. Но, тем не менее, эта система широко распространена и общепринята. Практическое значение жанровой системы кинематографа. Наряду с киноведческими классификациями, опирающимися на свою собственную систему критериев, у классификации кинофильмов на жанры есть отчетливая коммерческая и маркетинговая задача — сориентировать зрителя на предмет, какой примерно фильм он увидит в ближайшие несколько часов, интересует ли его это зрелище и стоит ли отдавать за просмотр фильма деньги. Поэтому жанровая принадлежность фильма обычно имеет большое значение в случае его проката в кинотеатрах и показа на телевидении. Общая классификация жанров кино. Так что же такое киножанр? Жанр — это просто распределение фильмов по определенным типам на основе их стиля, формы или содержания. Многие фильмы могут быть с легкостью отнесены к таким категориям, как вестерны, драмы или комедии. Но конечно, некоторые фильмы не укладываются в эти рамки, поэтому этот список условен. В классификацию жанров входят как классические жанры, например, комедия или приключенческий фильм, так и собственно виды кино, то есть документальное и анимационное, а также телевизионные жанры, как ток-шоу и новостные передачи. Такая жанровая система служит примером достаточно прагматичного подхода к решению теоретической киноведческой задачи о классификации фильмов по жанрам. I. Телевизионные жанры – имеют тесную взаимосвязь со всеми жанрами кино, включают и игровые и документальные картины, имеют свои жанры и соответствуют особенностям показа по телевизионным каналам II. Кино жанры – представляют собой наиболее качественную структуру чем телефильмы, они закончены как произведения, самостоятельны и отделены от телевидения III. Прочее видео - семейно-архивное видео, любительское кино, видеоролики и видеоприколы в интернете, ну и различный прочий ширпотреб. Сегодня будет рассмотрен раздел "Кино жанры в игровом кино". Он включает в себя игровое, документальное и рекламное/коммерческое кино. Все возможные жанры не будут рассмотрены. В течении времени статья будет дополняться и редактироваться. Игровое - практически полностью постановочное кино: Жанры игрового кино 1)Драма - "драма" обозначает действие. Один из основных жанров драматургии наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, отражает прежде всего частную жизнь людей. Но главная цель не осмеяние человеческих характеров и нравов, а показ личности в её драматических отношениях с обществом. Как и трагедия изображает героев в процессе их духовного становления или нравственных изменений. Но характеры лишены исключительности, а конфликты не столь напряжённы и в принципе не исключают разрешения . 2)Трагедия - драматический жанр, основывающийся на художественном осмыслении острых сущностных проблем человеческого бытия. Происходит непримиримое столкновение героя с обстоятельствами, сопровождающееся страданиями и гибелью важных для жизни ценностей. Вероятно театральную трагедию не следует рассматривать как отдельный случай драмы, но в кинематографе это в принципе верно. Основу трагедии также составляет столкновение личности с миром, обществом, судьбой, выраженные в борьбе сильных характеров и страстей. Но, в отличие от обычной драмы, трагическая коллизия обычно завершается гибелью главного героя. 3) Боевик - "action movie" обозначает экшн-фильм. Жанр киноискусства, в котором основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням. Большинство боевиков иллюстрируют известный тезис "добро должно быть с кулаками". Фильмы этого жанра зачастую не обладают сложным сюжетом, главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: коррупция, терроризм, похищение, убийство. Не находя иного выхода, гл. герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению подтвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев. Хеппи-энд - непременный атрибут боевика, "зло должно быть наказано". 1) Гангстерский фильм- категория фильмов об организованной преступности (гангстерских синдикатах), а также о профессиональных правонарушителях 2) Криминальный фильм 3) Комедийный боевик 4) Вестерн - жанровая форма приключенческого кино, тематику которого составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в.Эти фильмы с напряженным, со стрельбой и гибелью большого числа персонажей, но обычно без натурализма. Чаще всего соотносится с триллером. Типичными в этой категории являются ковбойские фильмы. Популярные фильмы-вестерны фокусируются на жизни полубродячего искателя, обычно ковбоя или стрелка Он имеет атрибуты одежды соответствующего исторического периода — ковбойскую шляпу, шейный платок, шпоры, оружие — револьвер или винтовку, седло — но не обязательно лошадь. Верный конь сам по себе может быть важным персонажем в сюжете. Литературный предшественник - это рассказы о странствующих рыцарях. Пейзаж - суровая дикая местность, пустыня. Типичные персонажи: невозмутимый шериф, независимый охотник за вознаграждением, лихой ковбой, кровожадный индеец, вождь, антагонист главного персонажа, благородный индеец, иногда помощник и спутник главного героя, коварные бандиты, профессиональные игроки в покер, чистая и невинная главная героиня, роковая женщина, иногда певички, «девочки» из веселых домов, особенно выделяется «бордель-маман». 1) Классический вестерн - завоевание диких пространств и подчинение природы во имя цивилизации, или конфискация территорий, по праву принадлежащих исконным обитателям приграничных территорий. 2)Ревизионистский вестерн - индейцы более положительные герои, а не "дикари" как в классич. вестерне, большая роль отдаётся женщине, чёрный юиор, рост насилия на экране 3 )Спагетти-вестерн - более активное действие и насилие (итальянские вестерны), съёмки в пустынях. 4) Истерн - "красный вестерн". Индейцы - очень добрые герои, действие происходит ближе к Востоку, фильмы добрые 5 )Contemporary-вестерн - действие происходит в современной америке, но используются темы и мотивы дикого запада. 5. Приключения – это целая группа жанров, которым присуща острая, напряжённая, быстро развёртывающаяся фабула , основанная на событии, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. Это может быть общественно-исторические катаклизмы, ломающие устоявшийся жизненный уклад, враждебная или незнакомая герою среда (война, преступный мир, природные катаклизмы, другая цивилизация и т. п.)В отличие от боевика, в приключенческих фильмах акцент смещён с грубого насилия на смекалку персонажей, умение перехитрить, обмануть злодея. В приключенческих фильмах героям предстоит оригинально выпутаться из сложных ситуаций. «Хэппи-энд» также очень вероятен. 6. Комедия - жанр кино, основной предмет которого — явления, относящиеся к эстетической категории комического. Отличительная особенность — изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей. К этому жанру киноискусства относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку. Комический эффект достигается с помощью разнообразных драматургических и технических приемов, например, гипертрофированной демонстрацией человеческих качеств в актерской игре, созданием и режиссурой драматических ситуаций, экранным совмещением несовместимого в реальной жизни. 1) Трагикомедия 2 )Пародия - вид комедии, основанный на пародировании чего-либо (например, на пародировании других фильмов) 3 )Романтическая комедия 4) Комедия ужасов - пародия ужасов 5) Криминальная комедия 6 )Музыкальная комедия 7) Комедия положений - это классический вид комедии, основанный на том, что герои фильма попадают в курьёзные, смешные положения 8) Лирическая комедия 9) Эксцентрическая комедия 10) Фарс - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами 7. Мелодрама - жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п. 1) Любовная история - считается, что это любимый жанр большинства женщин всего мира. В таких фильмах зачастую описывается красивая и глубокая любовь, которую не понимают окружающие и которой препятствуют сложные обстоятельства. 2) Комедийная мелодрама - этот лёгкий жанр основан на чувствах и отношениях между людьми и пропитан добрым юмором с возникающими в фильме забавными ситуациями 8. Семейный - детские фильмы и фильмы, предназначенные для просмотра всей семьёй. Такие фильмы лишены насилия, имеют множество элементов мелодрамы и комедии с незамысловатым юмором. В таких фильмах непременно должна присутствовать мораль 1) Сказка - экранизированные детские сказки 2) Детский фильм - доступен пониманию ребёнка, но бывает интересен и взрослым 9. Триллер (от англ. thrill — "вызывать острые эмоциональные ощущения") - Особый тип приключенческого фильма, вызывающий у зрителей специальными приёмами активное сопереживание и сильные эмоции (тревожное ожидание, беспокойство, страх и пр.). Акцент с внешних действий (погони, драки) смещается на психологические переживания персонажей, связанные с преступлением. В триллере рассказ ведётся с точки зрения жертвы или преступника. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие фильмы, акцент в которых смещён на подготовку к какому-то уникальному преступлению. Независимо от избранного автором комплекса приемов нагнетания эмоционального напряжения и наличия или отсутствия happy-end'а все триллеры как правило имеют две общие характеристики: разделение героев на важных и неважных в зрительском восприятии, т.е. тех, за кого зритель переживает, и тех, чей образ остается в роли условного статиста; также отсутствие классической драматургической композиции, точнее, замена ее на перманентное напряжение зрителя в течение всего экранного времени. 1) Мистический триллер - фильм на грани триллера и фильма ужасов, "из жизни духов и потусторонних сил". Сюжет построен на столкновении героев с каким-либо непонятным, мистическим явлением. Часто речь идёт об оккультизме, колдовстве, пришествии антихриста и т. п. (прмер/ 2) Психологический триллер - фильм, в котором напряжение создаётся взаимодействием характеров героев, их линий поведения, искажённым восприятием слов и поступков друг друга. 3) Триллер с happy-end-ом - все присутствующие элементы триллера, которые могут быть представлены любые и в смешанном нагромождении, выражены в гротескной, комической или пародийной форме 10. Фильм-катастрофа- Разновидность постановочных фильмов, тематика которых — масштабное изображение бедствий (смерч, землетрясение, извержение вулкана и т. п. или техногенной катастрофе), постигших отдельные группы людей, города, целые страны (крушение самолёта, поезда, взрыв на атомной электростанции и т. д.). (прмер/ 11. Детектив (англ. detective от лат. detego раскрываю, разоблачаю) - Картина, рассказывающая о расследовании уголовных преступлений, а также о работе разведчиков. На первый план выходят поступки персонажей, зачастую параллельно показываются действия сыщика и преступника. У зрителя, как правило, возникает желание провести собственное расследование и выдвинуть собственную версию преступления. Основано на реальных событиях, так и с вымышленным сюжетом (что чаще) 12. Исторический - Произведение киноискусства, сюжет которого основан на изображении реальных событий и, как правило, реальных персонажей исторического прошлого. Фильмы этого жанра киноискусства реконструируют реально происходившие исторические события. Исторические фильмы обычно бывают высокобюджетными, с красивыми костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками 13. Военный - например советские военные фильмы про Великую Отечественную войну 14. Музыкальный - вид синтетического зрелища, в котором драматический сюжет, воплощённый в диалогах, музыке, пении и хореографии, выражен специфическими средствами киноискусства. Все элементы произведения неразрывно взаимосвязаны, подготавливая переход одной формы воплощения в другую. 15.Ужасы - Тематически обширный и разнообразный круг фильмов, показывающих явления загадочные, анормальные, сверхъестественные с задачей вызвать у зрителей чувство страха. К этому жанру относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного. Сюжет фильмов ужасов часто построен на появлении серийного убийцы в каком-нибудь спокойном, не предрасполагающем к страху городе. Ещё одна излюбленная тема - появление в мирной обстановке кровожадного монстра (генетического мутанта, инопланетянина, зомби и т. п.). В фильмах часто присутствуют шокирующие кадры истерзанных человеческих тел. (прмер/ 16. Фантастика 1) Фэнтези - поджанр, основанный на особом сказочном художественном мире. Этот мир напоминает средневековье, но населён мифическими существами, наполнен магией и колдовством, и имеет собственную развитую мифологию (прмер/ 2) Постапокалиптика (научная фантастика) - жанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире после какой-либо глобальной катастрофы. В качестве последней представляются: третья мировая война с применением тотального (ядерного, химического или биологического) оружия, вторжение инопланетян, восстание машин под предводительством искусственного разума (роботов), пандемия, падение астероида, появление доисторических чудовищ, климатическая или иные катастрофы. Часто в одном произведении апокалиптика сочетается с постапокалиптикой, изображение катастрофы как таковой — с изображением ее непосредственных последствий и ее влияния на жизнь выживших. Иногда в повествовании рассматривается срез современной действительности через призму восприятия далёких поколений. 3) Фантасмагория - фильм о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии. Этот жанр несколько перекликается с абстракционизмом в живописи. 4) Космическая опера - сюжет таких фильмов разворачивается в далёком будущем на далёких планетах, в космосе или на космических станциях. Классическим фильмом этого жанра являются "Звёздные войны" 5) Киберпанк - поджанр, фокусирующийся на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с неправильным применением плодов прогресса. Основой сюжета часто является борьба хакеров с могущественными транснациональными корпорациями 17. Нео-Готика - жанр отличающийся от фильмов ужасов, тем что главный герой является не жертвой, а зачастую вампиром или обротнем, либо иным сверхестесственным существом. Атмосфера ужаса при этом напрочь отсутствует, а фильм в целом явялется либо боевиком, либо философской притчей. 18. Нуар- приключенческий фильм с сильно трансформированным содержанием и этическими установками жанра. В центре повествования находится герой, в большинстве случаев частный детектив, к которому враждебны как преступный мир, так и «добропорядочное» общество. Чаще всего герой побеждает в столкновении с противником, однако вынужден при этом подчиниться правилам общества, считающего преступления нормой, что способствует полярной оценке моральных установок геро 19. Научно-фантастический - фильмы преимущественно трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего 20.Эротика - рассчитанный на эстетическую реакцию зрителя жанр, использующий сексуально-активные в восприятии образы (от греч. eros любовь, страсть). Фильмы этого жанра направлены на то, чтобы вызвать у зрителя сексуальное возбуждение и эротические фантазии 21.Порнофильм - негативный аналог эротики. Преобладает в продукции, как дешёвый, не представляющий художественного интереса, фильм. Более жёсткий и откровенный вариант эротического фильма
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/ |