Информация о фильме Название: Маленькая Вера Оригинальное название: Маленькая Вера Год выхода: 1988 Жанр: Драма, мелодрама, эротика Режиссер: Василий Пичул В ролях: Наталья Негода, Андрей Соколов, Юрий Назаров, Людмила Зайцева, Александр Негреба, Александра Табакова, Андрей Фомин, Александр Миронов, Александр Леньков, Вадим Захарченко, Мария Хмелик, Анатолий Васильев, Геннадий Горячев, Е. Марютина, Макс Уормфлэш.
О фильме: Родители находят в сумке у Веры 20 долларов и устраивают очередной скандал по поводу беспутности своей дочери. В советские годы хранение иностранной валюты было уголовно наказуемо. Родители грозят Вере Виктором — старшим братом, который неплохо устроился врачом в Москве. Вера уходит на дискотеку, где знакомится с Сергеем. Драка стенка на стенку и последующая милицейская облава странным образом сближают Веру и Сергея, между ними вспыхивают чувства. Однако приехавший брат опознаёт в Сергее своего старого знакомого и неисправимого ловеласа. Сергей заявляет, что намерен жениться на Вере. Тем не менее, отношения отца Веры, водителя КАМАЗа, и «интеллигентного» Сергея не складываются. В одной из вспыхнувших ссор отец Веры наносит Сергею ножевое ранение. Перед зарождающейся молодой семьёй встает проблема: дать показания значит «посадить» будущего тестя. Тяжело переживая происходящее и конфликтуя с родителями, Вера пытается отравиться таблетками, но её спасает брат, зашедший перед своим отъездом в Москву с Сергеем, сбежавшим из больницы. Отец Веры умирает от сердечного приступа.
Это последний советский фильм, собравший в отечественном прокате более 50 миллионов зрителей, оказавшийся, своего рода, водоразделом между старым и новым российским кино. Самый громкий фильм «эпохи Перестройки и гласности» может считаться её манифестом, который не только никуда не зовет, но, наоборот, обнажает ужас трагического существования. Дебютирующий в большом кино 27-летний Василий Пичул снимал ленту на своей родине, в украинском городе Жданове, бывшем и будущем Мариуполе. Бытовая драма о «полусреднем» классе советского общества столь плотно соприкасается с социальной поверхностью, что кажется почти беспросветной чернухой. Но, вместе с тем, неожиданно набирает объем «языческой притчи», где накал атеистических страстей встаёт вровень с Шекспиром. Мучительное стремление Веры избавиться от родовой привязанности к царству кастрюль и трехлитровых банок (настоящим несчастьем для Вериной мамы становится отказ детей кушать приготовленные угощения) и невозможность эту привязанность преодолеть приводит к юношескому экстремизму и лихорадочному бегству от реальности в красивую любовь. На советского зрителя, долгие десятилетия убаюкиваемого розово-стерильным псевдореализмом, обрушилось вдруг нечто правдивое и одновременно пугающее - и эротикой, и неподдельной болью. Прозрачная метафора проглядывает уже в названии: Вера здесь не только имя, но и то чувство, что ещё теплится в героях, в их, построенном на рефлексах, почти животном образе жизни. В то время как старшее поколение – недалекое, пьющее, злое – думает только о добыче хлеба насущного, младшее ищет спасения в любовном томлении и чувственных наслаждениях. Первая «совсем откровенная» эротическая сцена в советском кино сразу заставила прикусить языки тех, кто уверял всех, что "секса у нас нет". До сих пор вспоминаются те гигантские очереди, что выстраивались на первое «клубничное кино» made in USSR. Весь зал замирал, как по команде, затаив дыхание в сцене, где Вера топлес покачивалась на любовнике в позе наездницы. Пятьдесят с лишним миллионов зрителей – это не шутка. Это каждый пятый житель СССР. Скорбная чувственность молодого режиссёра была преумножена не просто точными, но для большинства исполнителей лучшими в их послужных списках актёрскими работами, с которыми после выхода фильма стали ассоциироваться их имена. Интересный и печальный факт: никто из нового поколения актёров, открытых Пичулом, не смог в дальнейшем реализоваться столь же эффективно и эффектно. Ни Наталья Негода, ставшая жертвой своего образа, ни Андрей Соколов, хоть и сыгравший затем множество других ролей, но всё каких-то необязательных, ни острохарактерная Александра Табакова, блеснувшая тут в роли подружки, ни Александр Алексеев-Негреба, сгинувший непонятно куда. Не выглядит особо успешной и творческая судьба самого режиссёра. После триумфального дебюта он, по большому счету, так и не нашёл себя в игровом кино, а затем и вовсе перешел на телевидение. Там занялся серийным производством «Кукол», «Старых песен о главном», клиповой подёнщиной, а в последующие годы начал заниматься ещё и неигровой публицистикой, выпустив несколько документальных фильмов о советских вождях – Сталине и иже с ним. Казалось бы, «Маленькая Вера», которую в 1988-м «категорически боялись» выпускать на экраны, уже тогда окончательно попрощалась с постылым социализмом и сулила в самой близкой перспективе что-то абсолютно светлое и счастливое. Но всё, что пришло следом, оказалось не меньшей катастрофой, нежели то, что случилась с главной героиней. Вот почему сегодня этот фильм вызывает (по крайней мере, у тех, кто впервые увидел его в год выпуска) болезненное чувство ностальгии – как старая песня о так и не случившемся главном.
Фильм «Маленькая Вера» критики считают первым советским фильмом, который преодолел табу на секс на советском экране. (Так, например, Алексей Пьянов посвятил исполнительнице главной роли такую эпиграмму: «Сегодня всё разрешено, Что раньше было не положено, И под застойное кино Секс-бомба наконец подложена!»). В картине впервые присутствует откровенная интимная сцена, которая до эпохи перестройки была совершенно немыслима для показа в кинотеатрах СССР (из западных фильмов подобные сцены «вырезались»). После «Маленькой Веры» (которая, в определённом смысле, стала символом раскрепощения) на экран потоком начали выходить ленты на запрещённую до того тематику: преступности, проституции, бытового насилия. Проблематика фильма, однако, значительно шире, чем демонстрация подробностей интимной жизни. Откровенность картины затрагивает саму жизнь среднестатистической советской семьи. Жёсткая натуралистичность убогой жизни провинциального городка — это пример «прямого кино», которое сильно контрастировало со смягчением острых углов в официальном советском кинематографе времён застоя.
• Первоначально на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но её утвердили на роль в не менее знаковом фильме «Башня». • Картина снималась в городе Жданов, Украинская ССР, но по сценарию действие происходило в РСФСР (в отделении милиции упоминается УК РСФСР, хотя Виктор при встрече с Сергеем, сбежавшим с больницы, направляясь в Москву, говорит что его подбросит машинист до Харькова). • В фильме, для передачи образа Веры, искательницы сексуальных приключений, используется визуально-звуковое сочетание, с помощью саундтрека в исполнении Софии Ротару: «Только этого мало» и «Было, но прошло». • Вспоминает кинорежиссёр В. Пичул: «Когда я был в Канаде, ко мне подошли люди и стали говорить, что „Маленькая Вера“ — это фильм про них. Я был поражён! Мне всегда казалось, что между жизнью в Советском Союзе и жизнью в Канаде такая же большая разница, как между небом и землёй».[ • Фильм посмотрели 55 млн зрителей. • В книге «Битлы перестройки» рассказывается, что с премьеры в Доме кино многие уходили с криками «Позор!»
Драма Василия Пичула «Маленькая Вера» (1988) официально считается первым отечественным фильмом, вырвавшимся за рамки дозволенного тогдашней цензурой показа интимной жизни на экране. Вслед за В.Пичулом российские режиссеры стали наперебой включать в свои ленты эротические или пытающиеся казаться таковыми сцены. Прошли годы. Есть повод подвести промежуточные итоги «секспереворота» на кинонебосклоне России. Вывод первый: российский кинематограф за редким исключением так и не сумел предложить зрителям образы «высокой эротики», показывающей красоту страсти, не отягощенной политикой, насилием, стрессом бытовых неурядиц и т.п. Вывод второй: именно по этой причине российские зрители, несмотря на любые завлекательные рекламы отечественных секс-лент, предпочитают смотреть зарубежные эротические мелодрамы. Вывод третий: типичные сюжетные ситуации, связанные с «русским сексом», легко поддаются классификации, так как такого рода киноштампы переходят из фильма в фильм с отменным постоянством. Первые два вывода, в отпичие от теоремы Ферма, не нуждаются, на мой взгляд, в особых доказательствах, поэтому позволю себе сразу перейти к стереотипам «киноэротики по-русски».
Фабула № 1
Добрая, хорошая, симпатичная героиня волею судьбы становится проституткой, наркоманкой, солисткой в топлес-шоу. Авторы сильно ее жалеют. Вариант, пожалуй, самый кассовый в нашем кино, хотя за последние годы все в этой схеме успело набить оскомину: и благородная проститутка, мечтающая выйти замуж за иностранца или богатого бизнесмена, и сигареты «Мальборо», и сауны, и сутенеры, и мафиози с распухшими от денег карманами…
См.: «Интердевочку» (1989) Петра Тодоровского, «Сестрички Либерти» (1991) Владимира Грамматикова, «Высший класс» (1991) Михаила Мельниченко, «Жену для метрдотеля» (1991) Александра Чечулина и др.
Фабула № 2
На экране воплощаются эротические фантазии главного героя (героини) фильма, заснувших у телевизора или грезящих наяву с помощью цитат из западных секс-фильмов. Увы, даже если в основе подобных лент хороший литературный материал (как в случае экранизацией новеллы Владимира Набокова «Сказка»), он соотносится с легким, изысканным стилем первоисточника примерно так же, как лимонад «Буратино» - с классической сказкой Карло Клоди «Пиноккио». Невыразительная актерская игра, клиническая неэмоциональность якобы эротических сцен, плохо записанный звук, вялый монтаж. Словом скука смертная... См.: «Яд скорпиона» (1991) Владимира Панжева и Олега Бараева, «Секс-сказку» (1991) Елены Николаевой и т.п.
Фабула № 3
Героиня становится жертвой мерзких насильников (сексуальных маньяков, прохожей пьяни, рокеров, агрессивных наркоманов и пр.), насилие это показано в большинстве случаев довольно натуралистично. В иронической стилизации «За день до...» (1992) Олега Борецкого и Александра Негребы в одном из эпизодов возникает, к примеру, более экзотичный насильник-мастурбант. А в «Счастливого Рождества в Париже, или банде лесбиянок» (1992) Ольги Жуковой жертвами насилия для разнообразия становятся мужчины... См. также: «Меня зовут Арлекино» (1988) Валерия Рыбарева. «Трагедию в стиле рок» (1989) Саввы Кулиша, «Палач» (1991) Виктора Сергеева и пр.
Фабула № 4
Герой занимается любовью с женой или любовницей таким агрессивно-животным способом, что она, вероятно, испытывает примерно те же чувства, что и жертвы коллективного насилия из фильмов со сценами по фабуле № 3. При этом многие фильмы, использующие фабулу № 4, поставлены талантливыми мастерами. К примеру в «Теле» Никита Хубов с убийственной точностью воспроизводит атмосферу российской провинции. Убогая, лишенная даже налета духовного жизнь героев картины, стремления которых сводятся к сексуальным забавам, выпивке и «отвязке» на танц-тусовках, показана во всей своей типичности и ординарности. Кадр за кадром в этом омуте накапливается ненависть, своеобразная реакция персонажей на неустроенность и бесперспективность жизни. «Нормальная» любовная история между юной заведующей почтой и местным парнем по ходу сюжета набирает криминальные обороты. Заставив свою возлюбленную ползать в грязи, а затем изнасиловав с помощью безотказного дружка, «жених» вызывает в героине ответную месть, которая приводит к драматическому финалу...
Фабула № 5
Секс как комический аттракцион (в кабине строительного крана, например). Так, чтобы не отстать от моды на эротические сюжеты, Сергей Никоненко поставил комедию о первом в постперестроечной России публичном доме –«Брюнетка за 30 копеек» (1991). Что ж, бордель так бордель. Однако дальше смешного названия (это при нынешних-то ценах!) и сенсационной сюжетной завязки дело у режиссера не пошло. История о том, как жена мэра-бюрократа, решившего воспользоваться демократическими свободами и открыть публичный дом в здании городского музея, поклялась ему отомстить и пошла в примы местных путан, подается не экране с унылостью соцреализма прежних лет. Реплики персонажей не остроумны, игра актеров натужна... См.: также: эротические комедии «Дорогое удовольствие» (1989) Леонида Марягина. «Маленький гигант большого секса» (1992) и др. И лишь буквально в последнее время на наши экраны стали выходить такие фильмы, как «Любовь» (1991) Валерия Тодоровского, «Проснуться в Шанхае» (1991) Николая Седнева и «Ты у меня одна» (1993) Дмитрия Астрахана. Фильмы о любви без мафии и рэкетириров, перестрелок, изнасиловании, политических декораций... Валерии Тодоровский, бесспорно, относится к числу наиболее заметных дебютантов 90-х. Его «Катафалк» (1990) покорял редким для молодого режиссера умением сделать жанровую картину, отточенностью стиля, безукоризненным художественным вкусом, умением открыть новые грани в, казалось бы, всем знакомом актере. Его «Любовь» -картина простая по форме, образному языку, с диалогами, похожими на импровизации, с легким импрессионизмом в подаче фактуры. История двух друзей студенческого возраста, одному из которых фантастически везет в вопросах секса, а другому - ну просто никак... Правда, когда ему наконец повезло, авторы готовят зрителям сюжетный сюрприз, связанный с проблемой антисемитизма. Автор фильма «Проснуться в Шанхае» пошел еще дальше, отказавшись от всех фабульных ходов, не связанных с любовью. Представьте себе приморский городок. 15-летняя девчонка влюбляется в паренька-одногодку. «И это все? - разочарованно скажет искушенный читатель. - Вот уж невидаль...». Все так - любовь стара, как мир. И о первой любви, о том, как впервые становятся мужчиной или женщиной, снята наверное не одна тысяча фильмов. Однако Николая Седнева это не смутило. Он нашел органичных профессионалов, сумевших быть на экране искренними и естественными. Картина, в самом деле, получилась про любовь - в ее непредсказуемости, исступленности, истеричности, эротической притягательности, со светом надежды на лучшие человеческие чувства, пробивающиеся сквозь чернушный быт. Слаженность темпоритма, музыкальность придают фильму Николая Седнева особое обаяние. В контексте нынешний российский киноситуации поставить фильмы, подобные «Любви» или «...Шанхаю» - это поступок. Каким будут фильмы о любви второй половины 90-х? Пойдут ли они по пути, проложенном картинами Тодоровского, Седнева или Астрахана, или останутся в плену фабульных ситуаций № 1-5? Наступит ли когда-нибудь время русской киноэротики в рафинированном варианте а ля «Эммануэль», или наши режиссеры подхватят американские стереотипы эротического триллера типа «Основного инстинкта»?]
• В кинопрокате фильм посмотрел каждый 5-й человек в СССР - в общей сложности 56 млн. кинозрителей. • Первоначально на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но её утвердили на роль в фильме «Башня». • Картина снималась в городе Жданов, Украинская ССР (теперь город Мариуполь, Украина). • Занимает по посещаемости 24-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. • Первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт.
Этот фильм всего лишь 26-летнего дебютанта Василия Пичула, прямого ученика Марлена Хуциева, пользовался ошеломляющей популярностью в отечественном прокате, заняв престижное 24-е место среди рекордсменов за всю историю советского кино — рядом с «Судьбой» Евгения Матвеева, «Русским полем» Николая Москаленко и «Женщиной, которая поёт» Александра Орлова. Соседство только на первый взгляд странное и случайное. Потому что в «Маленькой Вере», несмотря на несомненный дерзкий вызов прежнему кинематографу (чаще всего неадекватно реагировали на вполне уместную и не грубую, особенно по нынешним понятиям, сексуальную сцену), содержатся элементы традиционного романа о «судьбе человека» и мелодрамы о «любви земной», но только в молодёжном исполнении. Также можно представить себе гипотетическую ситуацию, что героиня по имени Вера, которая бессознательно бунтует против надоевшего уклада жизни в задымленном и давящем на психику индустриальном Жданове, городе сталеваров и машиностроителей, является чуть ли не родной дочерью Саши Савченко из «Весны на Заречной улице» — того самого, кого «вывела в люди», как в песне поётся, заводская проходная. И в роли отца Веры, мастерски и самоотверженно сыгранного Юрием Назаровым, вполне был бы хорош и Николай Рыбников, который, к несчастью, оказался мало востребованным в 70—80-е годы, умер же, между прочим, на рубеже 90-х. «Маленькая Вера» уже в момент самых первых просмотров, ещё до зрительского триумфа, сразу была воспринята, вопреки отдельным замечаниям и придиркам, как этапное произведение то ли конца «застоя», то ли начала «перестройки». Однако квинтэссенция кинематографического труда Василия Пичула, Марии Хмелик и Натальи Негоды (лишь сценаристка и актриса удостоились персональных наград: одна — «Феликса», другая — «Ники», зато лента в целом получила ряд призов на фестивалях) заключается в том, что гиперболизировав опыт советского кино и доведя его до состояния критической массы, готовой к взрыву, они породили так и не оценённый, не подхваченный никем (в том числе — и самими собой) новый стиль повествования. Ведь он не сводится ни к пресловутой «чернухе», ни к «постсовковому откровенному стёбу». Это подлинный социальный роман, который по-стендалевски превращается в зеркало для времени и только вырастает по своему значению с течением лет.
Специальный приз на МКФ в Монреале, призы за женскую роль на МКФ в Чикаго в 1988 году и на фестивале молодых актёров в Женеве в 1989 году, премия «Феликс» за сценарий в 1989 году, главный приз на МКФ дебютов в Анже в 1990 году. Ника, 1989 год Победитель • Лучшая женская роль (Наталья Негода) Номинации • Лучший фильм • Лучшая мужская роль (Юрий Назаров) • Лучший режиссер (Василий Пичул) Европейская киноакадемия, 1989 год Победитель • Лучшая работа сценариста (Мария Хмелик) Номинации • Лучший фильм • Лучшая женская роль (Наталья Негода) • Лучшая роль второго плана (Людмила Зайцева) • Лучший режиссер (Василий Пичул) • Лучшая операторская работа (Ефим Резников) Венецианский кинофестиваль, 1988 год Победитель • Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)
IMDB User Rating: 6.9/10 from 701 users
Выпущено: СССР, Киностудия Им. М. Горького Дистрибьютор: «RUSCICO» Продолжительность: 135 мин. Перевод: Оригинал (русский язык); DVD9 + французский закадровый перевод. Субтитры: Русские, английские. Русские и английские субтитры для DVDRip отдельным архивом.
DVD9/DVD5 Дополнительные материалы на DVD9 • Фильмография • Фотоальбом со съёмок • Анонсы от «RUSCICO»
Добавить в закладки
Предлагаем Вам скачать «Маленькая Вера (1988) DVD9 + DVD5 + DVDRip» бесплатно, Скачать Маленькая Вера (1988) DVD9 + DVD5 + DVDRip без регистрации и без смс.Маленькая Вера (1988) DVD9 + DVD5 + DVDRip бесплатно и без регистрации. «Маленькая Вера (1988) DVD9 + DVD5 + DVDRip» download free Данный материал предоставлен для скачивания не с наших серверов, поэтому мы не несём ответственности за выложенные материалы. Все конфликтные материалы могут быть удалены по просьбе владельцев
Всего комментариев: 0
Поиск
Пользователи
Наша кнопка
Если вам наш сайт был полезен, вы можете нас отблагодарить разместив наш баннер у вас на сайте.