Информация о фильме Название: Статский Советник Оригинальное название: Статский Советник Год выхода: 2005 Жанр: Драма, криминал, детектив Режиссер: Филипп Янковский В ролях: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Константин Хабенский, Владимир Машков, Олег Табаков, Оксана Фандера, Мария Миронова (II), Михаил Ефремов, Фёдор Бондарчук, Эмилия Спивак, Алексей Горбунов.
О фильме: Российская империя, конец XIX века. В министерском вагоне курьерского поезда неизвестным убит бывший командир Отдельного корпуса жандармов, сибирский генерал-губернатор Храпов, направлявшийся через Москву к месту службы. Из донесения охраны следует, что Храпов был убит статским советником Эрастом Петровичем Фандориным, в чьи обязанности входило обеспечение безопасности генерал-губернатора во время его нахождения в Москве. Чрезвычайное происшествие описано очевидцами так: модный, слегка заикающийся господин 35 лет с седыми висками и черными усиками вошел в вагон во время остановки в Клину и представился подобающим образом. Так как охрана имела при себе подробное описание статского советника Фандорина, подозрений не возникло. "Статский советник" проследовал в купе Храпова. Через несколько минут генерал был найден убитым, преступник бежал через окно. На месте преступления убийцей был оставлен кинжал с загадочной аббревиатурой "БГ". Однако, по прибытии в Москву, сопровождение Храпова встречается с настоящим Фандориным и убеждается в том, что убийца лишь выдавал себя за статского советника. Сам же Эраст Петрович приступает к незамедлительному расследованию. Он знает, что означают буквы "БГ" - это автограф членов таинственной Боевой группы. Ему известно, что только чиновники высшего уровня в Москве и Петербурге могли знать о доверенной ему миссии охранять Храпова. Куда же ведут нити этого преступления? Кто руководит загадочной "БГ"? Вскоре на помощь Фандорину из Петербурга прибывает сам вице-директор Департамента полиции князь Пожарский. С его появлением история принимает самый неожиданный поворот...
IMDB User Rating: 7.1/10 from 1,175 users
Знаете ли вы, что... • Особенно сложными были уличные съемки, потому что везде очень много рекламы и проводов, а по сюжету 1891 год. Приходилось как-то выкручиваться. • Большую часть съемок проводили в историческом центре Твери: там легче было найти старинные улочки не тронутые «цивилизацией». Снимали на Красной площади, добились разрешения на работу в Георгиевском зале Кремля, великолепные интерьеры нашли в особняке Российского фонда культуры. • В процессе съемок продюсер фильма Никита Михалков переработал сценарий, включая образ своего персонажа. Результат превзошел все ожидания и, что самое важное, был одобрен автором «Статского советника» Борисом Акуниным. • Из отснятого материала планируется сделать сразу две версии — для проката в кинотеатрах и для телевидения. Четырехсерийную телеверсию можно будет увидеть на Первом канале. • Во время речевого озвучания выяснилось, что исполнитель роли Козыря Владимир Машков находится на съемках в Лос-Анджелесе. Чтобы не нарушать график, компания «Нева-фильм», осуществлявшая озвучание и перезапись фильма, по спутнику передала изображение в одну из голливудских студий. Машков озвучил свою роль, и уже на следующий день звукорежиссер в Петербурге работал с его фонограммой. Материал был закодирован двумя паролями, чтобы избежать пиратского скачивания через Интернет. • Работа над картиной длилась 1 год и три месяца. • Среди съемочных объектов «Статского советника»: Красная площадь, Васильевский спуск, Соборная площадь Кремля, Белорусский вокзал, Нескучный сад. Интерьерные съемки проходили в Георгиевском зале Кремля, на парадной лестнице Владимирского зала, в усадьбе Третьякова (Российский Фонд культуры) в особняке Тахеева (Центральный Дом детей железнодорожников), в Сандуновских банях. • На многочисленных афишах и обложках дисков название фильма написано по дореволюционным правилам орфографии с ошибкой «Статский СовЬтникъ» (правильно «Статскiй СовЬтникъ»). • На картах, которые задумчиво перебирает Фандорин, клетчатые «рубашки» советского периода. На всех дореволюционных картах «рубашка» содержала изображение пеликана, являвшегося символом Воспитательного дома, который в свою очередь имел монополию на производство игральных карт.
Золотой орел, 2006 год Победитель • Лучшая мужская роль (Никита Михалков) • Лучшая мужская роль второго плана (Константин Хабенский) • Номинации • Лучший фильм • Лучшая женская роль второго плана (Мария Миронова) • Лучшая мужская роль второго плана (Владимир Машков) Кинонаграды «MTV-Россия», 2006 год Номинации • Лучшая женская роль (Оксана Фандера) • Лучшая экранная команда • Лучший поцелуй (Оксана Фандера, Константин Хабенский) • Ника, 2006 год • Победитель • Лучшая работа художника-постановщика • Номинации • Лучшая мужская роль (Никита Михалков) • Лучшая женская роль второго плана (Оксана Фандера) Кинотавр, 2005 год Победитель • Лучшая мужская роль (Никита Михалков) Номинации • Главный приз
«Турецкий гамбит» обогнал «Матрицу», но его обгонит «Статский советник». С премьерой «Статского советника» можно считать, что производство блокбастеров у нас поставили на поток. Это как в запущенном транспортном хозяйстве начать серийных выпуск долгожданных электровозов: блокбастер должен вытянуть, вагон за вагоном, все кино. Слово «блокбастер» пришло из Америки и означает бомбу особой мощности. Но так называют еще и кинохит особого бюджета — расходного и, главное, доходного. В кино деньги способны переходить в эстетическое качество — их видно на экране. Много лошадей, трюков, корабли тонут, бомбы взрываются, люди в хороших дорогих костюмах. Иногда это все претворяется в искусство. Но необязательно — пусть и аттракцион, важно, чтоб был хороший доход. Этот доход можно пустить на фильмы менее доходные. Так возникает большой кинематограф. Так во Франции блокбастеры Люка Бессона вытянули все национальное кинопроизводство. Поэтому с конвейерным выпуском блокбастеров можно считать, что шансы российского кино сильно повысились. Пробным камнем был «Сибирский цирюльник». Там заложены все аттракционные приметы блокбастера: впечатляющие пейзажи, захватывающий дух сюжет, обилие звезд, роскошные балы и оперные действа, масштабная сцена масленицы, на которую ушла внушительная часть бюджета. С появлением «Ночного дозора» (2004) дело поставили на поток. Результат не заставил себя ждать: «Ночной дозор» в нашем прокате по доходам приблизился к американским хитам, «Турецкий гамбит» (2004) их обогнал, а «Статский Советник», думаю, перекроет и этот рекорд — в нем больше роскоши и популярных, броско играющих актеров. Все три — и это важно — сняты по хитам книжным. Как в Америке имена Толкиена и Роулинг, так у нас имена Лукьяненко и Акунина стали гарантией возбужденного внимания публики: половину раскрутки фильмов обеспечил успех романов. Но этот успех — тоже особого рода. Напомню, что массовый интерес к фигуре Николая II в постсоветской России все же не возбудил столь же массового интереса к фильму Глеба Панфилова «Романовы: венценосная семья». Хотя в нем много примет блокбастера — зрелищность, дворцовые интерьеры, всех волнующий, полный драматизма исторический сюжет. Так что отметим еще один родовой признак рассчитанного на ажиотаж блокбастера: он должен быть сродни не высокой литературе, а беллетристике. Условно говоря, это не вечный Достоевский, а преходящая Чарская. Американские «Матрицы /Matrix, The» и «Гарри Поттеры / Harry Potter» слизнули миллиарды купюр из миллионов бумажников — и исчезли, оставшись в справочниках, но не на экранах. Блокбастер — изделие разового употребления: бомбу не взрывают дважды. В понятие это неотъемлемо входит и реклама. На нее отведена значительная часть бюджета, в Голливуде — иной раз больше половины. Так создается бум: мол, картину нельзя не посмотреть. «Ночной дозор» вышел с таким шумом, что на него ринулись все — хотя понравился он едва половине зрителей (к нему даже прикипела кличка «Ночной позор»). Но дело свое сделал — деньги собрал, а на рынке этот аргумент — главный. «Турецкий гамбит» сделан лихо и красиво, но исторически более чем небрежно. В нем конвейер чувствуется в высшей степени: многие спецэффекты словно скопированы с «Ночного дозора» — вот монета кувыркается, как в «Дозоре» болт, вот мы летим в тусклую компьютерную пропасть и, обогнав идущую женщину, врываемся в дом. Все видят, что женщина эта — грубая анимация, витринный манекен, и все равно новизна трюка впечатляет. Хотя лет через пять этот кадр будет восприниматься как «спецэффект» времен немого кино — аляповатый и несовершенный. Человек, ищущий в кино художественных впечатлений, здесь на голодном пайке. Актеры не столько играют, сколько обозначают, сюжет не рассчитан на пытливый ум и не даст ответа на простые логические вопросы. Но это кино цифровой эры, оно гипнотизирует и сажает на иглу, подобно видеоигре, фантастичностью интерфейса. «Турецкий гамбит» со «Статским советником» объединяет имя не только писателя Акунина, но и его серийного героя Фандорина. Герой для меня загадочный, еще загадочнее природа его успеха у публики. По части особых примет — их нет настолько, что два хороших, но разных актера, его играющие в этих лентах — Егор Бероев и Олег Меньшиков, — никак не могут ухватить хоть какую-нибудь сущность и играют некую неопределенность, общее место. Нет, вру, особая примета есть: он заикается. Но кто мне скажет — хороший это человек или плохой, есть у него убеждения или нет, откуда он взялся, начитан ли, есть ли у него мама, какое он получил воспитание и чем способен кончить дни свои? Это персонаж без биографии и бэкграунда — такое же безвоздушное пространство, как Джеймс Бонд, именно поэтому тоже бешено популярный. Бероев в «Гамбите» его играет с юношеской порывистостью и некоторой долей романтизма. Меньшиков не играет вообще — он пребывает, передвигается, выполняет сюжетно необходимые функции, иногда смешно округляет глаза — изображает удивление, ужас или радость. В финале его герой, подобно ожившей гравюре из книги о Печорине, одиноко бредет по заснеженному городскому пейзажу — абрис, а не человек. «Статский советник» не имеет единого стилевого ключа. Если бы имел — не был бы блокбастером, т.е. завораживающе цветным калейдоскопом и кунсткамерой. Зато в нем есть собрание любимых "архетипов" масс, от обитателей борделя с их горькой и опасной судьбиной до коллекции черт популярных киногероев. Почти все актеры намеренно работают на собственных штампах: так, Олег Табаков своего генерал-губернатора играет с интонациями своего же помещика из «Неоконченной пьесы», а сцены с бомбистами так напоминают похожие сцены из «Сибирского цирюльника» и «Всадника по имени Смерть» (2004). Именно в декорациях последнего фильма и снимались многие эпизоды «Советника». Конвейер. Зато есть занятный, характерный для нового времени идейный перевертыш: здесь вчерашние герои-революционеры равны террористам, их показывают, как в «Рабе любви» — белогвардейцев. Они теперь заговорщики и у них вместо имен — клички. А центром и главным героем картины оказался князь Пожарский, вице-директор департамента полиции, шишка крупная и опасная. Именно здесь в развлекательную картину Гольфстримом врывается искусство. И в принципе это нарушение законов блокбастера — там не нужны столь детально разработанные психологические бездны, они способны потопить картину и сорвать ее кассовый успех: настроившись на смотриво, публика плохо переносит анализ. Но, во-первых, в этой роли Никита Михалков с его мощным актерским обаянием, энергетикой и азартом. Во-вторых, это анализ не намеренный и спрограммированный, а спонтанный, интуитивный, возможно, даже неосознанный. Здесь работает редкая органика актера и человека, во всех своих проявлениях равновеликого самому себе. Пожарский у него — заядлый кукловод. Он получает наслаждение, манипулируя людьми и обществом, и пудрить мозги — его профессия, совпадающая с его хобби. Это воплощенное зло, циник, Паратов в кубе (в одной из сцен Михалков даже позволяет себе отсебятину о мохнатом шмеле). Этот бес сыгран с таким знанием предмета, так обаятельно, азартно и так программно, интимно, с такими откровениями, что это уже не роль, а род манифеста. Кукловод Пожарский бросает нам вызов, и эта главная провокация фильма сообщает ему новое измерение — уже серьезное. Персонаж зловещего бурлеска, всегда остающийся победителем, непотопляемый и ничем не смущаемый, он так убедителен, что понимаешь: бесы очень даже знают, что творят. Но сообразно своему перевернутому миру почитают зло добром, а свой личный интерес отождествляют с интересом отечества. Пожарский у Михалкова убежден, что он и есть Россия. Своего рода государственничество навыворот: «Государство — это я», сказал, помнится, один император. И сбить беса с этой позиции нельзя. И противостоять ему не может в этой картине никто. Как мало кто может в жизни, на которую приглашает оглянуться фильм. Присутствие Михалкова в фильме — больше, чем присутствие только актера и даже только продюсера. Его манера чувствуется в режиссуре многих эпизодов, его интонация слышна в интонации многих его партнеров, его умение выстроить музыкальный и звуковой мир картины ощущается в замечательном саундтреке Энри Лолашвили. Российскому блокбастеру повезет, если им займется студия Михалкова — он тот редкий мастер, который и коммерцию облекает в формы искусства. А режиссер как личность блокбастеру не нужен. Нужен профессионал. Поэтому "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева и «Статский советник» Филиппа Янковского словно сделаны одной рукой. Шарики для подшипников, будь они индивидуальны, просто не станут крутиться.
Российская Империя, конец XIX века. Дерзкое убийство генерал-губернатора Храпова всколыхнуло Москву. К расследованию приступает статский советник Эраст Петрович Фандорин. А из столичного Петербурга прибывает князь Пожарский, гроза всех заговорщиков страны. Они попытаются вместе распутать это преступление, совершенное Боевой Группой – сообществом террористов во главе с неуловимым Грином... В НЕСКУЧНОМ САДУ ИМПЕРИИ Ставки сделаны. Роскошный визуальный стиль, визитные достопримечательности Москвы, отличная от литературного первоисточника детективная развязка, антитеррористический месседж, укрывшийся в закулисной государственной политике, и богатая харизматичная актёрская игра. Начнём с первого. Когда достопочтенный «Сибирский цирюльник» – первый новорусский опыт масштабных съёмок в соответствии с заглавной буквой производственных технологий – объявился там, на неведомых дорожках зарубежного проката, застывшие лица иноязычных критиков, видимо со школы приученных к медведям да блинам на заснеженных улицах России, первым делом разругали именно открыточность показанной Москвы. Но «экспортная» традиция сюжетных действий в интерьерах всемирно известных достопримечательностей именно на Западе встречается сплошь и рядом, национальные кинематографисты гордятся своей родиной, и желают, чтобы зрители других стран почувствовали себя немножко экранными туристами, в нашем случае, туристами в прошлое. Ну давайте вспомним: если Франция, то нам демонстрируют первым делом усеянную мириадами вспышек Эйфелеву башню, готику собора Нотр Дам, и в обязательном порядке проплывают по пышному саду Тюильри, чтобы заворожённо застыть над античностью наполеоновской Триумфальной арки. Разве не так? Вот и Эраст Фандорин гордо шагает по Москве – по Красной площади на фоне храма Василия Блаженного, по Соборной площади Кремля, заговорщески прогуливается по Нескучному саду, хитрит близ усадьбы Третьякова и проверяет свою дедукцию в старейших Сандуновских банях на Неглинной. Жанровое положение обязывает к ассоциативности. И широкая панорама оператора Владислава Опельянца вызывает чувство наслаждения, будучи картинкой чистой, классической. Безусловно, искусство Опельянца балансирует между теоретическими азами самого Вадима Юсова, легендарного оператора Тарковского на «Ивановом детстве» и «Андрее Рублёве», и залихватской энергетической арт-практикой климпейкера Земфиры и «Мумий тролля». Стилизация внутри кадра, в его объекте, но не в самом кадре. Однако, исполнительской стилизации не могут позволить себе магические актёры, раз было условлено, что они станут главной ценностью «Статского советника» – на первом плане, и на втором. В столь эстетически красивом убранстве картины они живут полнокровной жизнью. Олег Табаков по-дедовски ласково играет московского генерал-губернатора Долгорукого. Модные Фёдор Бондарчук и Михаил Ефремов нашли себя в ролях полицейских чиновников – главного жандарма губернии, одноглазого Бурчинского, конкурентно держащегося за своё место, и забавно суетливого коллежского асессора из охранки Мыльникова, своего парня в уличной среде. В совсем маленькой роли лётчика-налётчика по прозвищу Козырь успевает расписаться мистер Владимир Машков. Его напарница по «Олигарху» Мария Миронова сияет кричащими нарядами в образе Жюли, держательницы борделя со своей маленькой честью, отрезающая на всякие взывающие к морали вопросы фразой «да что ты знаешь о женщине, если она такая, как я». Ещё две девушки-звезды – Оксана Фандера и молодая Эмилия Спивак. Первая играет идейную террористку из дворянской семьи. Вторая сочувствующую революционерам любовницу Фандорина Эсфирь. Если госпожу Фандеру мы знаем отлично ещё с детских лет по «Приключениям Электроника», то юная актриса из Петербурга, в ряде эпизодов выставляющая напоказ свои сексуальные формы, дебютировала на большом экране. Однако те, кто смотрел телесериал «Тайны следствия», помнят Эмилию достаточно хорошо. Об актёрах «Статского советника» можно говорить очень долго и с большим киноманским желанием, больно уж запоминаются их диалоги, жесты, они психологически обольщают, они замыкают на себе всю тему. Но настала пора поговорить о центральных лицах повествования, и прежде всего о князе Пожарском, императорском авторитете из столичного Петербурга, специализирующемся на политическом сыске. Режиссёр Филипп Янковский очень долго не выпускает его на сцену, позволяя ещё немного, ещё чуть-чуть повисеть в головокружительном ожидании Никиты Михалкова – очень долго он не снимался в кино, а ведь мы его превозносим как актёра в не меньшей степени, как и режиссёра. Когда он распахивает двери кабинета Бурчинского, настаёт время настоящего соло, и свою партию Михалков отыгрывает на высоком уровне от начала и до самого конца. Спросим себя: вспомнил ли кто о существовании Фандорина, когда в кадре орудовал Пожарский? Он князь, он азартен в своём профессионализме, он птица важная, но не спроста. «Бригет» (как тогда неправильно называли старинные швейцарские часы, это ещё у Пушкина встречается) в его руках – это аристократично и солидно, даже когда Пожарский позволяет себе крепкое словцо в стиле «между нами мужчинами». Он – человек государственный, и для него вообще не вопрос заявить «Россия – это я». В этом смысле персонаж Пожарского полностью совпадает с плодотворной общественной деятельностью Никиты Сергеевича в жизни, где он обличён властью в своей сфере, и заправляет ею в сугубо монаршей манере, чего по счастью никогда не скрывал и всячески подчёркивал в своих собственных фильмах. Нет, конечно будет и ирония – в одном кадре фирменный тандем из «Утомлённых солнцем» Михалков-Меньшиков. Режиссёр Янковский тут грамотно по-мейнтримному играет на карман тинейджеров. Если Михалков в роли Пожарского – это святое, то Меньшиков в роли Эраста Петровича Фандорина – уже практически новый актёрский брэнд. Посмотришь на его высоко поднятый подбородок, большие мыслящие глаза, лёгкий сарказм из тех счастливых коммунальных «Покровские ворот», и вспомнишь о высказывании Эйзенштейна: «Если силён король Лир в бурю, окружающую его безумие, то не менее силён он оказался бы в окружении полного покоя равнодушной природы». Это о том, как выражать пафос. Фандорин у Меньшикова не экспрессивен абсолютно, отнюдь – в нём спокойствия не на один фильм, а сразу на несколько, зато в спокойствии этом тонко чувствуются его мысли. В «дедуктировании» он по-настоящему книжный акунинский Фандорин, только во плоти. Со своим японцем-камердинером он делает утреннюю зарядку, фехтуя деревянными мечами в борьбе кендо, и как-то по-особому относится к жизни, легко, по-мультяшному уворачиваясь от пуль (эпизод погони за террористом Рахметом). Слава губернаторского статского советника по особо важным делам для него вопрос лишь нравственной ясности, принципиальности, что во времена конца XIX века, когда подпольный терроризм начал материализовываться безвозвратно, - нюанс, говорящий сам за себя. Олицетворением темы революционного террора в картине является герой Константина Хабенского – Грин. Для этого парня террор – единственно возможный язык разговора с монархией, за весь фильм он ни разу не улыбнётся, ни разу не позволит себе хоть на мгновение отвлечься от боевой идеи. В определённом смысле данное обстоятельство подчёркивает важность вопроса – терроризм против действующего режима, не актуально ли это сейчас, спустя столетия после событий в «Статском Советнике»? Однако, это лишь начинка истории, на которую сытно нанизаны детективные перипетии. «Статский Советник», как очередной большой продюсерский прожект Никиты Михалкова, как образец русского блокбастера, кино – фотогеничное и не смазливое, и с чувством юмора, и с налётом романтики, самодостаточное и неуловимо запоминающееся, как образ незаметно порхающих крыльев мохнатого шмеля, стремящегося к душистому хмелю.
С разницей в несколько месяцев зрителю предлагают посмотреть очередную экранизацию похождений Эраста Петровича Фандорина. В отличие от предыдущих попыток перевести литературные игры Бориса Акунина в кинематографический формат, «Статский советник» изначально создавался как большое художественное кино. В 2002 году о своём желании поработать с нашумевшей детективной прозой заявил Никита Михалков, позже режиссёрское кресло прочили Олегу Меньшикову. В результате фильм снял Филипп Янковский. В курьерском поезде, направляющемся в Москву, убит сибирский генерал-губернатор Храпов. Единственная улика оставленная в министерском вагоне – клинок с аббревиатурой «БГ». Из показаний охраны становится ясно, что преступление совершено статским советников Фандориным, в обязанности которого входило обеспечение безопасности высокого гостя во время его пребывания в Москве. На вокзале поезд встречает настоящий Фандорин уже оповещённый о случившемся. Выходит, некто, знавший приметы статского советника («35 лет, худощавого телосложения, высокого роста, брюнет, тонкие усики, седые виски, при разговоре заикается»), проникнул в министерский вагон и совершил убийство. Эраст Петрович приступает к расследованию этого дерзкого убийства. Вскоре из Петербурга пребывает вице-директор Департамента полиции, князь Глеб Георгиевич Пожарский. Он давно следит за действиями террористической организации «Боевая Группа». Сомнений нет, смерть Храпова – лишь звено в цепи преступлений, совершённых этими революционерами в надежде изменить политический строй страны. Пожарский предлагает свои услуги Фандорину, вместе они быстрее должны приблизиться к разгадке. Экранный дуэт Меньшикова и Михалкова – одно из безусловных достоинств фильма. Достаточно вспомнить их совместную работу в «Утомлённых солнцем», чтобы ясно представить актёрскую планку «Статского Советника». Михалков играет размашисто, мощно, иногда просто оглушительно. Все остальные рядом с его Пожарским превращаются в трафаретных статистов. Если в эпизоде участвует Михалков, то смотреть можно только на него. На других попросту не обращаешь внимание. Актёрская работа Никиты Сергеевича, давно не баловавшего зрителя своим появлением на большом экране, несомненная удача всего проекта. Сложнее с Меньшиковым, тут возможны две противоположные точки зрения: 1. Эраст Фандорин в его исполнении – герой без прошлого, фактически второплановый персонаж по сравнению с Михалковым-Пожарским, и виной тому невзрачная игра актёра; 2. Меньшиков на едва уловимых полутонах создаёт образ своего героя, где важно не количество произнесённых слов, а взгляд, осанка, выражение лица. Скорее всего, Меньшиков не доиграл Фандорина - герой есть, а человека не получилось. Остальные актёры не без успеха заставляют своих героев жить на экране. Очень хорош Владимир Машков в небольшой роли налётчика «Козыря». Буквально после первых реплик перед нами вырисовывается портрет этого персонажа – немного вальяжный, с юмором, но страшный ревнивец. Смотря на актёрскую работу в «Статском советника» задним числом сравнивая занятую труппу с «Турецким гамбитом» явственно понимаешь, а точнее видишь, разницу между уверенной режиссёрской работой и почти полным отсутствием таковой (случай Файзиева). Но не стоит вспоминать Янковского-младшего. Он тут свадебный генерал. В атмосфере всей картины чувствуются знакомые михалковские нотки. Художественным руководителем проекта значится именно он. Непонятно другое - зачем вообще было приглашать вчерашнего дебютанта Янковского (сделавшего, правда, умелую осовремененную версию феллиениевской «Сладкой жизни») для постановки фильма, находящегося под отеческой опекой Никиты Сергеевича? Впрочем, возможность поработать рука об руку с мэтром отечественного кино наверняка пойдёт на пользу талантливому режиссёру. Народная пословица гласит: Бог троицу любит. «Статский советник» демонстрирует всю мудрость этого меткого наблюдения. После выхода фильма Борис Акунин может не сомневаться – его проза способна жить на киноэкране. Предыдущие художественные несуразицы «Азазель» и «Турецкий Гамбит» сделали своё дело и могут отдыхать. Теперь настоящий Фандорин в настоящем деле. От себя лишь стоит добавить – и в настоящем кино. Редкий случай, когда рекламный слоган не врёт.
Редактор сайта: Никита Сергеевич, признайтесь, Вы ожидали, что у фильма «Статский советник» будет такой успех? Никита Михалков: Честно говоря, у меня даже нет каких-то комментариев по этому поводу. Я совершенно поражён. Может быть потому, что я давно не находился в зале, когда идет картина с моим участием — каким бы то ни было — актёрским, режиссерским. Но, во-первых, меня поразило то, что на пресс-конференции и здесь в Москве, и в Питере, и в Пензе, и в Нижнем Новгороде вопросы были намного шире, чем вопросы просто о кино. Потому что картина поднимает проблемы, которые касаются сегодняшней конкретной жизни. Это очень важно, потому что я вообще считаю, что любая картина, вне зависимости от того, когда происходит действие в этом фильме: в 19-м, в 18-м веке, в каменном веке, но она тогда живая, когда отвечает или, по крайней мере, ставит одинаковые вопросы со зрителем, который сидит в зале. Р.с.: Как продюсер Вы настаивали на том, чтобы картина получилась камерной, без обилия спецэффектов? Н.М: У нас была другая задача, такой жанр задуман изначально. Хотя в картине есть некоторые спецэффекты, но они как бы в быту картины находятся. Они не должны, что называется, вырываться, и поражать зрителя своей необычностью и многосложностью. Р.с.: Роль Пожарского Вам предложил Янковский, или Вы сами выбирали, кого играть? Н.М.: Я предложил на роль Пожарского свою кандидатуру, потому что мне очень нравится эта роль. Мало того, мне кажется, что она наиболее прописана и в романе, и надеюсь, что это в какой-то степени оказалось и в картине. Вы понимаете, вообще-то негодяя или человека противоречивого всегда играть проще, чем такого героя, скажем, как Фандорин. Потому я считаю, что Олег проделал ювелирную работу, тяжелейшую работу, когда практически нет материала, есть только созерцательность: он смотрит, думает, мыслит, анализирует и как-то поступает, вся работа происходит внутри. Это дико трудно играть. И нужно обладать огромным опытом и талантом, таким, каким обладает Олег Меньшиков, чтобы это как бы ничего-не-де-ла-ние выливалось в ту тайну, за которой интересно следить. Мне-то было проще: мой персонаж — цинично открытый и определенный. Он говорит правду и, причем такую правду, которую люди вообще не говорят. Но он ее говорит, потому что ему так проще. И он шокирует этой правдой, это — один из его методов завоёвывания пространства. И, конечно, в этом столкновении моё положение намного более выгодное, чем у Олега. Я думаю, что Фандорин в его исполнении — это самый правильный рисунок, который мог быть. Они как лёд и пламя. И как раз в этом соединении и возникает определенная реакция, искра. Р.с.: Очень радует, что в картине нет черно-белого решения проблемы, все персонажи многослойны. Н.М.: Я тоже очень рад, что это именно так. Даже Грин и Игла могут вызвать сочувствие. Там ведь и несчастная любовь и одиночество какое-то, а мальчики из БГ? Один ребенок совсем, другой такой увалень, читает про графа Монте-Кристо, такие искренние люди. Кем Грину руководить-то? Кем командовать, вот этими ребятами? Здесь есть живые люди, за каждым человеком есть его правда, есть судьба. Думаю, зрителей и привлекло то, что здесь нет иероглифов: мерзавец, герой, террорист, проститутка. В фильме всё по Станиславскому, который говорит: «Ищи в дурном хорошее, в хорошем дурное». И мне кажется, что это самый правильный путь, который был выбран, и слава тебе, Господи, что мы все-таки по нему прошли, как по бритве, не опасаясь, что это будет скучно смотреть. Я убедился ещё раз, что наш зритель так или иначе, пусть подсознательно, но воспитан на великой русской литературе, где есть слово, разговор, не только стрельба и, так называемый липовый монтаж, но когда можно словом воздействовать на человека, а не только ударом зубодробительного кулака по челюсти. И для меня это очень отрадно. Р.с.: Известно, что Вы серьезно работали над ролью Пожарского, сами придумали его «чудо-пистолет», дописывали текст, придумывали сцены. Н.М: Мне принципиально не интересно играть мерзавца, исчадие ада. Поэтому, конечно же, мне нужно объяснение, что это за человек? Если прихожу к выводу, что это одинокий человек, который верит в то, что он говорит, мало того, то, что он говорит сейчас в конце 19-го века, в первой четверти 20-го века всё точно сбылось: и возникновение того же самого Иосифа Виссарионовича и так далее… Поэтому, мне думается, что как раз вся структура внутренняя Пожарского требовала того, чтобы мы, я, по крайней мере, для себя его объяснил. А когда я для себя его объяснил, я тем самым стал объяснять его и зрителям, высказываясь от имени Пожарского. И зритель шокирован результатом этой истории, потому что методы чудовищны, но потом задумывается и говорит: «Бог его знает…». Я думаю, из этого высекается некая глубина характера. Мы просто от этого отвыкли, от этой школы актерского мастерства. Вы понимаете, очень многие сегодняшние молодые, талантливейшие режиссеры, которых я очень люблю, уважаю, учусь у них, видя, как они владеют формой, как они роскошно используют монтаж, как они роскошно пользуются компьютерной графикой, как это всё невероятно технократично и увлекательно. И, вот, идет такая картина, а потом два героя садятся на кухне, разговаривают о чем-нибудь серьезном, и вдруг всё мимо! Казалось бы, ребята, если вы такое умеете, а это-то? А это, оказывается, самое трудное. Оказывается, жизнь человеческого духа, как люди влияют друг на друга, как они энергетически взаимодействуют, как строится их диалог, как мы прослеживаем за движением их состояния — это уж совсем другая история. И этому нужно учиться, а учит этому литература. Поэтому, думаю, что как раз в этом контексте «Статский советник» сегодня и есть в какой-то степени новое слово. Р.с. Некоторые фразы картины уже цитируют, скоро они, наверное, уже афоризмами станут. Говорят, большую часть Вы придумали? Н.М.: Что-то я, что-то другие ребята. Когда атмосфера на площадке легкая, творческая, это как-то само собой происходит. Огромнейшее счастье работать с азартными людьми, когда ты кидаешь реплику, и на нее набрасываются мгновенно, скажем, тот же Миша Ефремов или Федя Бондарчук. То есть за всем за этим была та легкость импровизации, которая возникает не потому что не знают, что делать, а потому что настолько знают, что делать, что могут от этого оторваться. Это принципиально разные вещи. Импровизация потому что не знаешь текста — это чудовищно. Это беда, это катастрофа. А импровизация, которая рождена очень подробной и большой работой, идет только в плюс. Я это очень ценю. И реплики, которые наверняка пойдут в народ, тем и хороши, что они органичны. Там много того, что, мне кажется, воспринимается зрителем живо и современно.
Добавить в закладки
Предлагаем Вам скачать «Статский Советник (2005) DVD9 / DVDRip» бесплатно, Скачать Статский Советник (2005) DVD9 / DVDRip без регистрации и без смс.Статский Советник (2005) DVD9 / DVDRip бесплатно и без регистрации. «Статский Советник (2005) DVD9 / DVDRip» download free Данный материал предоставлен для скачивания не с наших серверов, поэтому мы не несём ответственности за выложенные материалы. Все конфликтные материалы могут быть удалены по просьбе владельцев
Всего комментариев: 0
Поиск
Пользователи
Наша кнопка
Если вам наш сайт был полезен, вы можете нас отблагодарить разместив наш баннер у вас на сайте.